Елена Тихомирова (go_altai) wrote,
Елена Тихомирова
go_altai

Category:

Жизнь алтайской деревни

Сразу оговорюсь, что в разных регионах Горного Алтая есть свои сособенности в деревенском укладе алтайцев, я же в основном рассказываю про Онгудайский район на примере села Ело.



Небольшой экскурс в историю.
Первые крупные поселения на Алтае начали возникать в начале 17 века вдоль караванных дорог из-за развития торговли. И сейчас еще можно увидеть в горах над Чуйским трактом небольшие участки этих путей. Хотя основная их часть теперь как раз и стала Чуйским трактом.
Например, Онгудай (ныне районный центр на Чуйском тракте) образовался в 1626 году.





Так что такого формата, как деревня, раньше не было. Деревни возникли уже при советской власти, и мало каким из них больше 100 лет.



А до этого были разбросанные по долинам стоянки. Почему именно так? А потому, что скотоводство требует пространства для выпасов и покосов. А жить удобно там, где твой скот будет всегда под присмотром.
С давних пор существует понятие летней стоянки и зимней стоянки (летники и зимники).

Это летняя стоянка. Такие находятся довольно высоко в горах, люди там бывают только летом. Поэтому ничего особенного для жизни не требуется: по сути, только крыша над головой и вода.



Зимняя стоянка: дом, аил, загоны для скота и заготовленное на зиму сено.





Алтайцы, конечно, исходно кочевой народ. Но понятие “кочевник” не значило, что они всё время находились в движении и постоянно переходили с места на место. Каждый клан (сёок) имел свои земли. Эти земли включали в себя летние пастбища в горах и зимние пастбища внизу, в предгорьях. И часто эти пастбища располагались в одной долине — соответственно, в верховьях какой-нибудь реки и в низовьях. Расстояния между верхними и зимними местами выпаса редко превышало 10-15 км, а чаще даже меньше.
Поэтому жилье алтайцев было, скажем так, наиболее “стационарным”: основное жилье внизу, летний аил — наверху.

Сейчас основное жилье алтайцев — деревня, хотя стоянки всё равно остались, поскольку деревня унаследовала основную задачу хозяйствования — скотоводство (про него напишу отдельно, тема большая).

Внешне алтайская деревня легко отличается от русской по наличию в каждом дворе аила. В алтайских деревнях и вокруг них много скота.



Вообще деревни очень «живые», так сказать. В них много молодежи, которая продолжает дело родителей, то есть опять же скотоводство. Летом в деревни приезжает много родственников — и помогать по хозяйству, и погулять детей (которые, кстати, выгуливают сами себя или помогают взрослым).
В деревне происходит много всяких праздников и культурных мероприятий: то приезжает кайчи (горловое пение), то народ собирается на фестиваль в другую деревню, то проходят скачки. И это не говоря об обычных праздниках — и алтайский новый год, и обраяды, и 9 мая, и День России...
Есть музеи, которые очень заботливо пополняются и блюдутся.

В деревне тоже держат скот (если его не очень много), тут же хранят корма, участок перегорожен разными заборами, чтобы иметь возможность отделить, скажем, телят для продажи, или коров от телят, или загнать их в «раскол» для того, чтобы сделать прививки.





Правда, по теперешним непростым временам к скотоводству добавляются абсолютно все доступные для алтайца занятия.
Напрмер, сбор ягод (в основном брусника, меньше черника), сбор кедровых шишек (шишкование) — это массовые явления и важная (если не единственная) возможность заработать «живые» деньги.



У многих есть пилорамы: это значит, что люди берут деляну с лесом, рубят, вывозят на пилораму. А это и стройматериалы (доски, брус, оцилиндровка), и дрова.

Да и вообще, чем только народ не занимается: сбор и сдача металлолома, сопровождение туристов, продажа в туристический сезон пирожков и сувениров...
Есть, конечно, «бюджетники» — они счастливчики, потому что деньгами получают.
Есть ремесленники — работа с металлом и деревом, но это скорее редкость.

Надо сказать, что здесь очень развит натуробмен. Например, тебе помогли убрать сено трактором, а заплатить ты можешь соляркой. И еще очень развита взаимопомощь. Если человек имеет возможность тебе помочь, то он обязательно это сделает. Например, кто-то попросил взять лошадь на день-два, чтобы перегнать телят, а в благодарность выдал цельную баранью ногу.

В заключение еще хочу добавить — и это уже мое личное впечатление, — что в алтайской деревне жизнь гармонична и спокойна. Есть привычный уклад, чувствуется, что он отполирован веками. Сами люди очень уравновешены и спокойны. И алтайцы действительно живут в гармонии с природой. Это сложно объяснить, но впечатление такое, что они наделены каким-то шестым чувством. Для них важно внутреннее равновесие, и они понимают, что отдача будет сообразно душевным вложениям. Конечно, все люди разные, хозяйствуют все тоже по-разному, я говорю про общий фон.
Tags: Алтай, алтайцы, культура
Subscribe

  • Алтайский аил

    Весь нижеследующий рассказ записан со слов Айдыновой Раисы Тёлёсовны (1927 года рождения), жительницы деревни Ело (Jоло). Вообще-то есть некоторые…

  • Фотоотчет о Конном квесте

    Есть что-то особенное и настоящее в походе, в котором нет маршрутной предопределенности: получается и интрига, и загадка, и вызов... Меняется…

  • Верхний пост

    Я живу на Алтае, куда окончательно перебралась несколько лет назад. И живу не в деревне, а на стоянке (это почти в тайге в предгорьях Теректинского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments